Специалист по тех. вопросам:
8-912-225-12-75
г. Екатеринбург
ул. Завокзальная , 4А

E-mail: info@turbo66.ru

Виды поломок и их причины

Течи масла

 

Чаще всего масло начинает подтекать с обеих сторон турбокомпрессора. Причин появления течи много.

  1. Длительная работа двигателя на холостом ходу приводит к образованию небольшого отрицательного давления в «улитках» турбины и компрессора, особенно между колесом компрессора и корпусом. Эта область отрицательного давления может создавать эффект высасывания масла из корпуса подшипников в «улитки».
  2. Затруднительный слив масла. Он может быть вызван деформацией или загрязнением сливной масляной магистрали либо повышенным давлением в масляной системе двигателя, например из-за поломки редукционного клапана масляного насоса. При давлении более 5 бар масло начинает двигаться вдоль вала и может просачиваться через компрессионные кольца.
  3. Загрязненный воздушный фильтр двигателя. Сопротивление при прохождении воздуха через фильтр увеличивается, в результате чего во время работы в корпусе компрессора образуется область пониженного давления, которая «высасывает» масло из корпуса подшипников.
  4. Износ компрессионных колец. Нарушение сроков замены масла и фильтров приводит к накапливанию в масле твердых частиц, которые становятся абразивом, разрушающим поверхность соприкасающихся деталей. В данном случае из-за абразивного износа поверхностей нарушается герметичность компрессионных колец в месте соприкосновения с ротором, что приводит к протечкам масла из корпуса в «улитки».

 

Износ

 

Механический износ втулок, вала и колеса компрессора приводит к увеличению зазора между подшипником и поверхностью вала, при этом нарушается динамический баланс ротора турбокомпрессора. Это в свою очередь приводит к выходу из строя компрессионных колец, втулок и как следствие ведет к росту вибраций, что при определенных условиях может вызвать даже разрушение ротора. Причины быстрого износа банальны.

  • Использование некачественного моторного масла либо масла, которое предназначено для использования только в атмосферных двигателях.
  • Несвоевременная замена масла и фильтров.

 

«Масляное голодание» турбины из-за загрязнения маслоподающей магистрали либо понижения давления. Следствием масляного голодания является сухое трение соприкасающихся деталей. Масляное голодание может быть вызвано не только неисправностями внутри двигателя, но и стилем эксплуатации. Например, резкое увеличение и снижение оборотов, а также повышенная нагрузка на холодный двигатель тоже может стать причиной недостаточного смазывания деталей компрессора.

 

Некачественная очистка поступающего воздуха. Несвоевременная замена воздушного фильтра или подсос воздуха между воздушным фильтром и турбокомпрессором приводят к попаданию в компрессор частиц пыли и даже песка. Учитывая огромную скорость вращения колеса компрессора, попадание даже мельчайших частиц приводит к очень быстрому разрушению лопаток ротора. Попадание более крупных частиц может привести к мгновенному разрушению колеса компрессора и даже к поломке вала турбины. Неочищенный воздух помимо пыли содержит также мельчайшие частицы масла; смешиваясь, они постепенно налипают на лопатки компрессора, нарушая динамический баланс ротора и вызывая вибрацию и быстрый износ.

 

Повреждение деталей турбокомпрессора

 

Наиболее уязвимы в турбокомпрессоре такие детали как колесо, корпус подшипников, вал турбины и втулки подшипников. Некоторые причины поломок уже описаны выше, но есть и ещё несколько причин. Например, попадание в турбокомпрессор любого постороннего предмета, будь-то железная гайка, забытая при ремонте, или мелкий резиновый кусок патрубка? — неизбежно приводят к разрушению лопаток колеса турбины. Если же в компрессор попадает довольно крупная деталь, может сломаться и вал турбокомпрессора.

 

Не менее распространенной причиной механических поломок является повышенная температура отработавших газов (перегрузка двигателя, неправильная работа топливной аппаратуры). Колесо турбины изготавливается из жаропрочного сплава, но даже он не может выдержать сильного превышения температуры. Лопатки «обгорают» и разрушаются. Перегрев вредит и компрессионным кольцам. При сильном нагреве они теряют упругость и начинают пропускать масло. Длительная работа при повышенной температуре может привести также к появлению трещин в корпусе подшипников и крышке турбины.

 

К счастью, технологии ремонта турбокомпрессоров на сегодняшний день уже отработаны и не представляют никаких сложностей. Однако если двигатель вашего грузовика начинает давать сбои, то не следует сразу снимать турбокомпрессор и нести его в ремонт. Попробуйте для начала исключить все другие возможные причины.